Проблемы расширения сети Bitcoin. Часть 2

Первая часть была посвящена проблеме увеличения объема blockchain до экстремальных размеров. Напомним, что в Биткоин не существует вознаграждения для тех, кто держит полные кошельки запущенными, а значит существует риск дальнейшей централизации. Этот процесс хорошо иллюстрируется графиком количества нод за последний год:

Screen Shot 2014-07-08 at 10.23.01

Другой существенной проблемой сети является проблема “проходимости” транзакций. Как гласит рекламный слоган: Биткоин — это “нулевые или низкие комиссии”. На самом деле совсем “нулевые” быть не может, так как это грозит злоупотреблениями под названием “spam dust”. Подобные “нулевые комиссии” встречались в самом начале существования сети, но сейчас, учитывая и без того уже огромный объем blockchain, они скорее всего будут отвергнуты сетью.

Теперь про “низкие”. Действительно, в Bitcoin каждый может поставить свою комиссию за перевод, устанавливая свой собственный приоритет в денежном эквиваленте. Выбор “шашечки или ехать” остается за каждым, но сколько должна составлять комиссия в каждом конкретном случае — игра в “угадайку”.

Проблема усугубляется тем, что транзакции в Биткоин необратимы. Это значит, что “ошибившись” с комиссией, вы уже не сможете отменить предыдущий перевод и вернуть деньги, чтобы попробовать с комиссией повыше. Все что остается — это ждать и надеяться. Как гласит известный афоризм: “длина минуты зависит от того, по какую сторону двери туалета находишься”, а теперь представьте что этот туалет платный, оплата исключительно в Биткоин. Очевидно, ваша комиссия за посещение будет прямо пропорциональна вашему желанию попасть внутрь в ближайшие минуты. И попытка у вас только одна.

Майнеры

Далее. Миссия обработки транзакций в сети Биткоин возложена на “майнеров”, а ваша комиссия достается именно им. В 2014-ом году при награде 25 за блок и курсе около $500, их совсем мало интересует ваша транзакция с комиссией в 0.0001 BTC. Долго не включать вашу “дешевую” транзакцию в блок было бы не рационально, но случаи уже были.

Например, совершенно незаметно прошла следующая новость: некий майнерский пул с IP-адресом 80.241.217.46 видимо решил поиграть в игру 2048. Им сказочно повезло в тот день и они нашли целых 18 блоков или 12,5% от всех блоков в сутки. В тот день пул вел себя очень странно: количество транзакций, включаемых им в блок равнялось 1, 64, 128, 256, 512, т.е. степени двойки. А что? Их право. В результате пользователи стали жаловаться, что их переводы идут часами:

За последние 1,5 часа было подтверждено только 192 транзакции.

К чему это может привести в будущем? Вкупе с централизацией майнерских мощностей к хорошо известной всем экономистам ситуации олигополии. Крупным игрокам даже не надо захватывать 51% мощностей: им достаточно сговориться и начать принимать чуточку меньше транзакций или совсем отбрасывать очень дешевые. Реагируя на это цена комиссии, безусловно, вырастет. Единственное, что нас спасает от подобной ситуации это то, что тогда курс тоже упадет, а от этого пострадают в том числе сами майнеры. Тем не менее, если маленькая кучка админов пулов способна заморозить сеть и манипулировать курсом — это большая проблема.

Еще хуже ситуация, если сервисы наподобие Coinbase для того, чтобы их бизнес не пострадал, договорятся с какими-либо майнерскими пулами и как-либо заставят последних включать в блоки транзакции от своих клиентов в порядке приоритета. Если это возможно — это будет одна возможная причина для сговора и централизованных манипуляций.

Микротранзакции

Считается, что Биткоин — это настоящая панацея для третьего мира. Во многих развивающихся странах финансовые сервисы не доступны большинству населения: нет возможности открыть банковский счет а электронные платежи также не доступны. В таких условиях развиваются интересные гибриды.

Давайте подумаем. Для нас, жителей стран из первой сотни по ВВП на душу населения пресловутая плата “за туалет” в размере 0.001 BTC (0.46 EUR) является чем-то нормальным и мы даже не против отдать десятую часть от этого в виде комиссии. А теперь представим, что где-то в бедной африканской стране эта сумма есть чей-то доход за несколько дней. Комиссия 0.0001 BTC за перевод для него слишком много, а так как Биткоин явление глобальное, то майнерам все равно откуда пришла транзакция. Майнеры ориентируются на обменный курс и цену за киловат так, что житель бедной страны рад бы установить меньшую комиссию, но пулы отвергнут его транзакцию за неинтересностью.

Существующая система Биткоин не удобна для осуществления микротранзакций, а обычные транзакции пользователей из развивающихся стран именно такими для нее и выглядят.

Разработчики

Разработчики Bitcoin озабочены этой проблемой, но пытаются решать ее странным образом — они совершенствуют программы-кошельки. Например, Майк Херн обещал, что комиссия будет привязана к рыночному курсу (исключительно для удобства), а Гэвин Андерсен вчера поведал, что в Bitcoin Core версии 0.10 будет облегченный выбор между “хочу быстро” и “хочу дешево” на основе текущего состояния сети. К слову, Гэвин показал отличный график, прекрасно иллюстрирующий зависимость цены комиссии от скорости попадания в блок, замеренную на протяжении пары последних недель.

Screen Shot 2014-07-08 at 12.05.15

Следует помнить, что Биткоин — это глобальный социально-экономический эксперимент. Посмотрим как будут развиваться дальнейшие события.

 

По теме

Комментарии закрыты.